Сегодня практически каждая вторая тонна зерна из Новосибирской области уезжает в контейнере, тогда как в 2018 году доля таких перевозок не превышала двух процентов.
Предварительные итоги работы отрасли Губернатор Андрей Травников обсудил с представителями транспортно-логистического комплекса региона на традиционной рабочей встрече в Правительстве области.
«Опыт предыдущих лет показывает, что такие встречи полезны не только с точки зрения обмена информацией, но и с точки зрения выработки решений и приближения позиций участников транспортно-логистической отрасли Новосибирской области», – подчеркнул Губернатор.
Участники совещания обсудили вопросы текущего состояния ТЛК нашего региона и итоги его работы за первые девять месяцев текущего года.
С января по сентябрь 2025-го года по территории Новосибирской области железнодорожным транспортом погружено 16,8 млн тонн различных грузов, с ростом к аналогичному периоду прошлого года на 6%.
На самое востребованное направление – Восток – отправили 10,5 млн тонн грузов с ростом в 2,4 раза к прошлому году. В местном сообщении погрузили 2,5 млн тонн грузов, с ростом на 4%.
Об объёмах погрузки и динамике предыдущих лет по разным видам грузов сообщил начальник Западно-Сибирского территориального центра фирменного транспортного обслуживания – структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания – филиала ОАО «РЖД» Александр Елизаров.
Так, по его словам, на протяжении семи лет благодаря поддержке государства по вывозу грузов агропромышленного комплекса, а также активной позиции грузоотправителей и выхода на новые рынки, Новосибирская область демонстрирует уверенный рост в сегменте зерновых перевозок.
Как пример, по итогам 2024 года Новосибирской области удалось достичь рекордной погрузки зерновых грузов – в размере 1,9 млн тонн (плюс 177 тыс. тонн или 10% к 2023 году). В текущем году тенденция роста отгрузок сохраняется: за девять месяцев текущего года погрузка выросла на 24% к 2024 году и уже составила 1,6 млн тонн.
Зерно из Новосибирской области системно отгружается в 15 стран. Среди основных партнёров – Китай, Куба, Беларусь, Египет, Саудовская Аравия, Корея, Киргизия, Казахстан.
Напомним, что согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», к 2030 году необходимо как минимум в 1,5 раза увеличить экспорт продукции агропромышленного комплекса по сравнению с уровнем 2021 года.
Уже по итогам девяти месяцев 2025 года объём погрузки сельскохозяйственной продукции на экспорт (включая зерно, муку, жмых, комбикорма, овощи и др.) из Новосибирской области вырос почти втрое – до 1,3 млн тонн, что составляет 289% от показателя за аналогичный период 2021 года.
Значительную роль в этом играют субсидированные перевозки: в этом году уже отгружено 418 тыс. тонн зерновых грузов по субсидированным тарифам.
Помимо роста объёма перевозок, региональные власти вместе с РЖД работают над повышением технологичности и укрупнения партий отгрузок. Одним из таких решений стала отгрузка зерна с использованием сервиса по формированию полносоставных зерновых экспрессов. Всего за девять месяцев по данной технологии отправлено более тысячи вагонов с зерном (погруженных на станциях региона), всех грузов отправлено – три тысячи вагонов.
Традиционно фиксируется высокая доля контейнеризации зерновых отправок. С 2018 по 2024 год доля отправления зерновых грузов в контейнерах с 2% увеличилась до 31%. За 9 месяцев 2025 года уже 44% зерновых грузов отгружались в контейнерах. За этот же период с контейнерных терминалов Новосибирской области отправлено 975 контейнерных поездов с разными грузами.